Портал по реабилитации детей с ДЦП

Знания и принципы

Родителям необходимо понимать, что реабилитацию важно начинать как можно раньше. Ее нельзя прерывать. Реабилитация индивидуальна. То, что подошло одному ребенку, может не дать эффекта у другого. Схему лечения при отсутствии результата нужно корректировать.

Итак, вы определяете методы, которые будете использовать для реабилитации ребенка.

Как правило, используются Войта-терапия, нейроразвивающая система Бобат, лечебно-нагрузочные костюмы («Адели», «Гравистат», «Регент», «Спираль»), пневмокостюм («Атлант»), механотерапия (упражнения с применением тренажеров и специальных устройств, в том числе роботизированных комплексов (Lokomat и др.), физиотерапия (электротерапия, электрофорез и электромиостимуляция, магнитотерапия, парафинозокеритные аппликации, грязелечение, гидрокинезотерапия, иглорефлексотерапия), ортопедо-хирургическое и санаторно-курортное лечение.

Применяют психолого-педагогическую и логопедическую коррекцию (психокоррекция, сенсорное воспитание, занятия с логопедом-дефектологом, кондуктивная педагогика А. Пето, метод Монтессори).

Медикаментозная терапия при ДЦП включает использование различных лекарств. К современной лекарственной терапии могут быть различные, часто взаимоисключающие подходы, использование ряда препаратов не подтверждено строгими исследованиями и оспаривается* с точки зрения доказательной медицины.

 
    

Лекарственная
терапия

1
Препараты, оказывающие нейротрофическое и ноотропное действие
Кортексин, Церебролизин*, Ноотропил, Фенибут, Пантогам, Энцефабол*
2
Препараты, улучшающие общую церебральную гемодинамику и микроциркуляцию
Кортексин, Циннаризин, Актовегин*, Трентал, Инстенон и др.
3
Препараты, улучшающие метаболизм в нервной системе, репаративное и рассасывающее действие
АТФ, Элькар, Лидаза*, Стекловидное тело, Деринат
4
Антиконвульсанты при сочетании ДЦП с судорожным синдромом
Конвулекс, Депакин и др.
5
Препараты, нормализующие мышечный тонус
Баклофен, препараты ботулотоксина, при гипотонии - Прозерин, Галантамин
6
Препараты, уменьшающие гиперкинезы
Пантогам, Фенибут, Наком, Тиапридал
7
Витамины
В1, В6, В12, С, Нейромультивит, Мильгамма*, Аевит и др.

Гальванизация, индуктотерапия, УФ-облучение и электростимуляция

Если есть показания, то детям с ДЦП проводятся гальванизация, индуктотерапия, УФ-облучение и электростимуляция. Выполнение гальванизации проводится по лобно-затылочной и глазнично-затылочной методике, продолжительность процедуры составляет 20-30 минут. Курс - 15-20 процедур. Гальванический воротник с бромом и кальцием накладывается на 10-15 минут. Курс составляет 8-12 процедур.

Электрофорез

Электрофорез применяют для снижения спастичности мышц нижних конечностей и повышения их функциональных возможностей. Используют 2-3% раствор бромистого натрия, 3-5% раствор новокаина, 2-3% раствор йодистого калия по общей методике Вермеля. Один электрод, имеющий площадь 300 квадратных сантиметров, располагается в межлопаточной области, а два электрода по 150 квадратных сантиметров каждый, помещаются на область икроножных мышц. Продолжительность процедуры составляет 15-20 минут при плотности тока 0,05-0,08 мА/см2. Курс - 15-20 процедур через день, можно ежедневно. Для электрофореза с успехом используются лекарственные вещества (галантамин, инвалин, прозерин, тропацин, гумизоль, 5-10% водный раствор мумие и пр.), благодаря которым происходит снижение спастичности мышц и активизация репаративных процессов в тканях. С помощью наложения электрод-диска или электрод-кабеля (сила тока 180-200 мА) проводится индуктотермия на область грудных позвонков. Продолжительность процедуры 10-20 минут. Курс 10-12 процедур через день. Для того, чтобы избежать неприятных, болезненных ощущений при электростимуляции, сила тока должна подбираться индивидуально. Продолжительность процедуры 10-12 минут через день. Курс 20-30 процедур.

Пол Дорон Дорофтей, Фельденкрайз-практик
«В работе по Фельденкрайзу прикосновение служит двум функциям:
1) наделение обучающегося способностью чувствовать свое тело, осознаванию тела и себя в целом, которое столь необходимо спастичному ребенку для своего развития;
2) поддержка различных частей тела таким образом, что обучающийся может насладиться перерывом в своей постоянной борьбе с силой тяжести.

После получения подобной поддержки спастичный ребенок будет ощущать силу тяжести менее искаженно и сможет реагировать на нее более подходящим образом. Постепенно он сможет научиться оценивать силу тяжести более «корректно» и его соответствующие движения станут более эффективными. За счет точной поддержки в определенный момент я передаю ребенку, чья нервная система порождала неконтролируемые и противоречащие движения, важный опыт: он узнают возможность достижения той же самой цели с меньшим усилием, а иногда узнает, что вообще существует возможность ее достижения. Таким образом ребенок открывает для себя ранее неизвестные возможности движения, изменяется и его самоорганизация за счет того факта, что, к примеру, его руки теперь могут двигаться в соответствии с определенным намерением. Работа по Фельденкрайзу вообще, и в ее приложении к детям со спастикой в частности, состоит из постоянного сенсорного диалога с ребенком посредством рук практика. Только руки, способные «передавать информацию», которая понятна сенсорному восприятию ребенка, могут пробуждать внимание, необходимое для такого процесса обучения. На своих сессиях я пытаюсь, насколько это возможно, не препятствовать воле и намерениям ребенка. Я никогда не заставляю его принять какие-то определенные позы и никогда не двигаю его конечности по каким-либо фиксированным паттернам, наоборот, я всегда пытаюсь наблюдать и чувствовать, что мешает ему двигаться так, как ОН хотел бы двигаться».
Дженнифер Лайт-Красноу (больна ДЦП), практик, оказывающая помощь женщинам и семьям во время беременности.
«Детям с тяжелой формой ДЦП мы можем помочь научиться перекатываться, садиться, стоять на четвереньках и ползать — всем различным способам движения, которые могут быть для них сложными для изучения.».

«Тем, чье состояние менее тяжелое, мы помогаем расширить способности, например, научиться ходить, прикладывая меньше усилий или улучшить результаты в спорте. Метод Фельденкрайза мягко поддерживает и расширяет существующие возможности без боли или попыток преодоления сопротивления».

Родителям важно помнить, что при любом выбранном виде реабилитации необходимо оценивать эффективность занятий и процедур, направленных на восстановление правильной системы рефлексов.

Массаж и ЛФК направляйте на профилактику контрактур и деформаций, а также на разработку амплитуды и точности движений, концентрацию внимания на правильном и последовательном «включении» мышц в движение.

Изменения записывайте в дневник занятий, отражайте состояние мышц, моторики, амплитуду движений, эмоциональное состояние, контактность ребенка. Реабилитацию могут обеспечивать в специализированных яслях и детских садах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах и техникумах.


Лечебная гимнастика

Перед началом занятий лечебной гимнастикой применяются различные виды массажа (к примеру, криомассаж по В.И. Дубровскому для расслабления мышц рук и ног). Чтобы уменьшить гипертонус, используется точечный массаж, сегментарный массаж и упражнения на растягивание.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика для ребенка обязательна, она способствует развитию выпрямления и равновесия, обеспечивает правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

Следующая задача для родителей и медиков - развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации, преодоления неправильных поз и положений.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают верные двигательные ощущения, нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения.

В комплекс лечебной гимнастики для детей с ДЦП обязательно должны входить:

  • растяжка;
  • расслабление мышц и уменьшение их тонуса;
  • постепенное увеличение амплитуды и диапазона мышечных движений различных частей тела;
  • укрепление мышц, участвующих в движениях различных частей тела,
  • упражнения на выработку выносливости мышц;
  • тренировка нормального мышечного стереотипа для постановки правильной ходьбы;
  • тренировка равновесия в ходьбе по наклонным плоскостям, упражнения на увеличение силы мышц.

Основные движения встряхивающие, руками и ногами (дети с ДЦП и гипертонусом мышц не всегда могут выполнить упражнения). Нужно согнуть или разогнуть конечность, удерживая ее в таком положении не менее 5-8 секунд. Провести поглаживание, разминание и потряхивание напряженных мышц до тех пор, пока они не расслабятся.

Укладки выполняются при помощи мешочков с теплым песком. Можно сделать криомассаж спазмированных мышц. Ребенок укладывается в позу, противоположную той, при которой возникает повышенный мышечный тонус (гипертонус). Так неправильный двигательный стереотип постепенно разрушается, нормализуется регуляция мышечного тонуса в покое и при произвольных движениях.

Массажные приемы - рубление, поколачивание, выжимание - при ДЦП не применяют.

Упражнения на мяче для снятия гипертонуса мышц

описание

Комплекс для стимулирования и укрепления двигательного аппарата

описание

Дополнительные упражнения

описание

Упражнения на равновесие и для подвижности позвоночника

описание

Аквааэробика (Бальнеотерапия)

описание

Рекомендации по видам ДЦП

Дети школьного возраста с ДЦП, занимаясь лечебной физкультурой, тренируют трудовые навыки. При этом каждая форма ДЦП требует особого развития определенных умений.

Если поражены верхние конечности (спастическая диплегия, атонически-астатическая форма ДЦП), то ребенка важно учить выполнять следующие действия: умывание, чистка зубов, лепка из пластилина, печатание на машинке и др.

Если у ребенка гиперкинетическая форма ДЦП или двойная гемиплегия, тогда занятия дополняются переплетными работами, шитьем, лепкой и т.п. Для разработки движения в суставах и тренировки мышц рук включают пиление, строгание, пользование отверткой, стирку белья, причесывание, одевание и раздевание, садовые работы и т.д.

При гиперкинетической форме церебрального паралича лечебная физкультура ставит своей целью добиться нормализации поз больного и его движений, улучшения координации, торможения гиперкинезов. Таким детям полезны корригирующие упражнения, с предметами, обучение правильному дыханию. 

Атонически-астатическая форма ДЦП - упражнения для улучшения координации, сохранения равновесия, на сопротивление, для языка и мимической мускулатуры.

При двойной гемиплегии необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть - на разгибание кисти, захватывание мелких предметов. Используются приемы с отведением нижних конечностей. При спастической диплегии широко применяют упражнения на координацию и равновесие, расслабление, а также лечение правильным положением. Немаловажное значение имеет обучение ходьбе.

Возможны ли занятия на тренажерах?
При гиперкинетической форме ДЦП на занятиях ЛФК ограничивают занятия на тренажерах, упражнения с гантелями и другими тяжелыми предметами, а также прыжковые упражнения, бег на короткие дистанции. С возрастом ребенка формируются контрактуры, повышается мышечный тонус. А занятия на тренажерах приводят к еще большим контрактурам, нарушается координация движений. Также происходит увеличение спастики мышц, что способствует появлению боли. В занятия с детьми лучше всего включать различные игры: подвижные, малоподвижные, эстафеты, элементы спортивных игр. Пример ЛФК Крым, г. Евпатория: https://youtu.be/2pBUJ-Td2ak
Развернуть ↓
Наверх ↑

Обратная связь

* - поля, обязательные для заполнения

Заказ звонка

* - поля, обязательные для заполнения

Сделать запрос:

* - поля, обязательные для заполнения