Портал по реабилитации детей с ДЦП

Социальная интеграция

Социальная интеграция детей с детским церебральным параличом

Социальная интеграция ребенка с особенностями развития возможна в обществе. Меняется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, появляются эффективные решения для социализации, профессионально-трудовой подготовки инвалидов. Кроме того, количество малышей, которые нуждаются в специальном образовании и поддержке, растет. Помимо детей с особенностями развития (с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта) в сферу специального образования включают школьников обычных школ, испытывающих трудности в поведении, обучении, общении, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В России организованы новые типы учебных заведений, где оказываются образовательные и коррекционные услуги. Это произошло благодаря дифференциации и совершенствованию восьми типов коррекционных учреждений интегрированного обучения - поэтому во многих регионах нашей страны у родителей есть возможность выбора формы обучения и типа образовательного учреждения.

Как же обеспечить ребенку «качество жизни»? По результатам ряда зарубежных исследований, данный параметр измеряется не только по потребностям самих детей с особенностями развития, но и по специфике жизнедеятельности их семьи. Чем меньше ощущает семья последствия заболевания, тем выше «качество жизни» в целом. Повышение «качества жизни» детей с ограниченными возможностями здоровья в первую очередь может быть достигнуто за счет наиболее полной их социализации.

Благодаря социализации ребенок становится полноправным членом общества, осваивает социальные роли и культурные нормы, у него появляется возможность общения, получения образования и специальности, трудоустройства и подготовки к самостоятельной жизни.

Наиболее эффективна социализация в условиях интеграции, совместной жизни и обучении, где дети с особенностями развития могут получать социальные привилегии и блага, доступные населению. Это может обеспечить совместное обучение в одном классе, но оно более эффективно для детей с небольшими нарушениями развития, с легкой формой детского церебрального паралича и при наличии хорошо налаженной деятельности службы сопровождения учащегося в школе. Для детей с тяжелыми формами различных нарушений возможна только интернальная форма педагогической интеграции (в виде педагогического контроля поведения). В этом случае учитываются возможности ребенка, желание родителей в оказании помощи, имеется служба сопровождения.

Известно, что не только в обществе в целом, но и в сфере образования педагоги со специальным педагогическим, психологическим и медицинским образованием отрицательно относятся к интеграции детей с особенностями развития, особенно с психическими и тяжелыми двигательными нарушениями в массовую школу. Часто дети не желают вступать с ребенком-инвалидом в контакт, администрация учебного заведения не хочет принимать его на обучение. Поэтому именно внутренняя атмосфера в коллективе, условия учебы, отношение обычных детей могут стать решающим слагаемым успеха или неудачи учащихся с ДЦП в обычной школе.

Исследования показывают, что в ситуациях, не требующих тесного общения, отношения школьников и детей-инвалидов в целом благоприятны, но при более тесных контактах часто становятся негативными. Это необходимо иметь в виду родителям. В целом же пока учащиеся обычных школ чувствуют себя с одноклассниками-инвалидами не вполне комфортно, во время общения они могут испытывать тревогу. Коррекция отношений среди детей, педагогов и родителей в массовой и специальной школах определяют успех процесса интеграции для ребенка-инвалида. Интеграция – это дорога с двусторонним движением. Оценив существующее отношение общества к людям с особенностями развития, необходимо определить мнение самих инвалидов о своем положении.

Проведенные в начале 21 века исследования показывают, что среди инвалидов с ДЦП 57% опрошенных не чувствуют себя комфортно в существующих условиях жизни. Из них 18% ощущают отрицательное отношение к себе, 39% – равнодушное. Тем не менее 68% опрошенных детей и подростков-инвалидов хотят учиться в одной школе и в одном классе со здоровыми учащимися. Те ребята, которые не хотят учиться в обычной школе, причинами называли трудности в общении, боязнь насмешек и непонимания, опасение не успеть за темпом работы в классе. С каждым годом количество отвечающих отрицательно сокращается, но наличие трудностей в общении с посторонними людьми остается главным камнем преткновения. Общество должно сделать еще много шагов навстречу людям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы их положение в социуме улучшилось.

Трудовая подготовка для ребенка и подростка с ДЦП осуществляется в процессе повседневной жизни и на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация детей с церебральным параличом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущим профессиям, более всего соответствующим психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, компьютерным технологиям, садоводству и другим специальностям. В психологии накоплен богатый опыт, позволяющий оценить сложности, возникающие в процессе профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии. Выбор рода занятий подростком рассматривается как многоэтапный процесс выработки и принятия решения.

Важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями — сознательное участие семьи в процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе продолжает педагогическое воздействие на ребенка. Первый опыт социализации ребенок получает в семье. Успешность этого процесса, включение ребенка в процесс общения с другими людьми зависит от психологического климата семьи. Для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, характерен целый комплекс психологических, социальных и педагогических проблем, касающихся непосредственно ребенка и всей семьи в целом. Порой положение родителей можно охарактеризовать как «психологический и социальный тупик». Дети с особенностями развития часто лишены квалифицированной реабилитационной помощи, ограничено общение всех членов семьи, возникают финансовые и другие проблемы. Для эффективного взаимодействия с семьей ребенка-инвалида необходимо понять условия проживания семьи, ее социальный и материальный статус, жилищно-бытовые условия, возможности и потребности жизнеобеспечения, профессиональной и учебной деятельности. От этого зависит готовность к труду, социальной активности, приспособленности к жизненным обстоятельствам. Помогать необходимо не только самому ребенку, но и его семье. Важно как можно раньше выявить проблемы ребенка и начать коррекционную работу, активизировать родителей для сотрудничества и поиска информации.

Для успешного обучения ребенка необходимы единые подходы, которых должны придерживаться педагоги и члены семьи. Родители детей-инвалидов часто неадекватно оценивают возможности своего ребенка, и педагогам при общении с ними следует соблюдать принципы этики и деонтологии, быть тактичными, гибкими, психологически грамотными, способными к эмпатии, физически и психологически выносливыми. Мало что получится у педагогов без желания работать с такой специфической семьей. Результаты взаимодействия специалистов и родителей должны контролироваться и корректироваться. Сотрудничество специалистов и родителей происходит более эффективно, если последние занимают активную позицию и демонстрируют готовность к совместной работе. Обычно такие родители по собственной инициативе идут на контакт со специалистами, обсуждают сложные ситуации, успехи ребенка, активно ищут пути решения проблем, занимаются самообразованием. В то же время большинство родителей пассивны в воспитании и обучении ребенка, склонны к снятию с себя ответственности и к передаче решения этих вопросов специалистам. Кроме того, часть родителей не проявляет интереса к общению с педагогами. С самого начала специалисты должны направлять родителей на взаимодействие с официальными учреждениями.

Существует образовательная программа «Родительский университет», в которой специалисты в ходе занятий ориентируют родителей на конструктивное восприятие интеллектуальных, эмоциональных, бытовых и других проблем, связанных с воспитанием и обучением ребенка-инвалида. Обучение идет в области организационно-информационной, медицинской, психолого- педагогической, социальной и правовой грамотности. Разработана система оценки результатов обучения родителей, включающая в себя изучение мнения родителей о программе и активное включение их в процесс реабилитации. Участие в проекте способствует повышению родительской компетенции в вопросах ухода за ребенком, общения с ним, развития, обучения, лечения. В конечном итоге трансформируется качество жизни семьи, происходит социализация ребенка, меняются внутрисемейные отношения, самооценка родителей, увеличивается объем навыков самообслуживания ребенка.

Полезные ссылки

Высшие учебные заведения города Москвы, предусматривающие обучение инвалидов:

  • Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э.Баумана
    Адрес: Москва, 2-ая Бауманская ул, д. 5
    Контакты: 8 (499) 263-66-57
    Сайт: www.bmstu.ru, электронная почта: bauman@bmstu.ru
    Обучение бесплатное, форма обучения очная. Инвалиды по слуху.
  • Московский Государственный Социально-Гуманитарный Институт (МГСГИ) (бывший Московский государственный гуманитарный институт-интернат)
    Адрес: Москва, ул. Лосиноостровская, д. 49
    Контакты: 8 (499) 160-92-00, 8 (499) 160-22-05
    Сайт: www.mgsgi.ru, электронная почта: info@mgsgi.ru
    Обучение: бесплатное, форма обучения очная. Инвалиды с опорно-двигательными нарушениями.
  • Московский Педагогический Государственный Университет (МПГУ)
    Адрес: Москва, проспект Вернандского, д. 88
    Контакты: 8 (495) 438-17-81 (деканат дефектологического факультета)
    Сайт: www.mpgu.edu, электронная почта: priemmpgu@mail.ru
    Обучение бесплатное и платное, форма обучения очная и заочная. Инвалиды по слуху, инвалиды по зрению, инвалиды с опорно-двигательными нарушениями.
  • Государственный Специализированный Институт Искусств (ГСИИ)
    Адрес: Москва, Резервный проезд, д. 10/12
    Контакты: 8 (499) 249-43-87, 8 (495) 249-33-80
    Сайт: www.gsii.org, электронная почта: info@gsii.org
    Обучение бесплатное, форма обучения очная. Инвалиды по слуху, инвалиды по зрению, инвалиды с опорно-двигательными нарушениями.
  • Государственный Специализированный Институт Искусств (ГСИИ)
    Адрес: Москва, Резервный проезд, д. 10/12
    Контакты: 8 (499) 249-43-87, 8 (495) 249-33-80
    Сайт: www.gsii.org, электронная почта: info@gsii.org
    Обучение бесплатное, форма обучения очная. Инвалиды по слуху, инвалиды по зрению, инвалиды с опорно-двигательными нарушениями.
  • Московский Институт Иностранных Языков
    Адрес: Москва, ул. Ладожская, д. 9/8
    Контакты: 8 (499) 261-99-99, 8 (499) 265-76-06
    Сайт: www.gaudeamus.ru, электронная почта: id@gaudeamus.ru
    Обучение бесплатное, форма обучения очная. Инвалиды с опорно-двигательными нарушениями.
  • Московский Городской Психолого-Педагогический Университет (МГППУ)
    Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29
    Контакты: 8 (495) 632-98-66, 8 (495) 607-12-47
    Сайт: www.mgppu.ru, электронная почта priem@mgppu.ru
    Обучение бесплатное, форма обучения очная, дистанционная. Инвалиды с опорно-двигательными нарушениями.
  • Московский Заочный Народный Университет Искусств
    Адрес: Москва, Армянский пер., д. 13
    Контакты: 8 (495) 621-96-22, 8 (495) 623-74-26
    Сайт: www.znui.ru, электронная почта: mail@znui.ru
    Обучение бесплатное, форма обучения очная и дистанционная. Инвалиды по слуху, инвалиды по зрению, инвалиды с опорно-двигательными нарушениями.
  • Московский Открытый Социальный Университет
    Адрес: Москва, Зельев переулок, д. 11
    Контакты: 8 (499) 785-55-58
    Сайт: www.mosa.su, электронная почта: info@mosu.ru,
    Обучение платное, форма обучения очная, заочная, вечерняя. Инвалиды по слуху.
  • Региональная общественная организация инвалидов "Стратегия", негосударственное образовательное учреждение учебный центр "Сетевая академия", факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова
    объявляют набор для инвалидов Москвы на дистанционные образовательные курсы по компьютерным специальностям: веб-дизайн, компьютерная графика, сетевые технологии, основы работы с платформой 1С Предприятие 8.2., экономические расчеты в пакете MS Excel, офисное программирование, решение прикладных задач средствами MS Access.
    Обучение на курсах бесплатное, подробнее можно ознакомиться на сайте http://www.obrazovanie.ooi.ru. Имеется возможность обучаться на разных уровнях сложности (3 уровня в зависимости от начальной подготовки). По окончании курсов выдается сертификат факультета ВМиК МГУ им. Ломоносова.
    Контакты: 8 (495) 675-58-56
    Сайт: http://www.inva.tv, электронная почта ik613@mail.ru
    Подробнее: http://www.roboi.ru/ob/pom/

Источники

  1. Детский церебральный паралич. Хрестоматия. Составители Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. - СПб. «Дидактика Плюс», 2003 г.
  2. Журнал «Начальная школа» N 38, 2003 г.
  3. Основы специальной психологии под ред. Л.В. Кузнецовой 3-е изд. М.: «Академия», 2006 г.
  4. Специальная психология под ред. В.И. Лубовского - 2-е изд. Испр.
  5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. М: ВЛАДОС, 2004 г.
  6. Перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. Архангельск: Поморский ун-т, 2000. С. 265 - 268.
  7. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Вестник образования, 2001. - №8. С. 24 - 33.
  8. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: основания социальной реабилитации // Дорога - это то, как ты по ней идешь. - Саратов: ПФРЦЦ, 1996. С.8.
  9. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы / Пер. с фин. - М.: Просвещение, 1993. 112 с.
  10. Каталог издательства "Теревинф" (литература по лечебной педагогике – книги для родителей и специалистов).

Мудрый взгляд «чужой мамы»

Наверх ↑

Обратная связь

* - поля, обязательные для заполнения

Заказ звонка

* - поля, обязательные для заполнения

Сделать запрос:

* - поля, обязательные для заполнения