Портал по реабилитации детей с ДЦП

Психологическая поддержка

Психологическая помощь семьям, воспитывающим «особых» детей

В психокоррекционной работе нуждается вся семья в целом.
Психолог, работающий с семьями, воспитывающими «особых» детей, строит работу по следующим направлениям:

1. Проведение психологического диагностирования семьи.
2. Разработка основных направлений работы.
3. Использование психокоррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи.

Примерный инструментарий для диагностирования семьи:

Наблюдение, беседы-интервью, проективные методики, личностные тесты (16- факторный личностный опросник Кеттелла, методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г. Эйдемиллер), опросник PARI «Измерения родительских установок и реакций».

Задачи психокоррекционной работы с родителями и семьей:

  • Помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть;
  • Раскрыть собственные творческие возможности,
  • Изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»;
  • Вооружить родителей различными способами коммуникации;
  • Научить помогать и поддерживать друг друга;
  • Помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе;
  • Помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей;
  • Снятие тревоги и страха отвержения;
  • Сформировать адекватное представление об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества;
  • Помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.

Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях:

  • Мотивация для повышения активности пессимистически настроенных членов семьи;
  • Актуализация потребности в самораскрытии;
  • Эмоциональная коррекция состояния родителей и др. членов семьи;
  • Формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;
  • Тренинги, формирующие эффективные навыки и умения, переоценка жизненной ситуации.

Психологам следует помочь родителям принять себя и своих детей, такими, какие они есть, а также раскрыть собственные творческие возможности.

Важно понять, насколько родители, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями готовы к сотрудничеству. Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации. Самая продуктивная форма работы с такими семьями – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование. Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. Задача первого этапа – создание доверительных, откровенных отношений. Следующий этап – обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч.

Терапевтическое вмешательство целесообразно проводить непосредственно после установки доверительных отношений. Выраженность стресса бывает больше у тех членов семьи, которые недостаточно дифференцированы друг от друга. Они не способны ни оказать помощь друг другу, не принять ее, т.к. чрезмерно зависимы и не имеют своего «я».
Родители чувствуют себя беспомощными. Задача психолога – помочь членам семьи обрести контроль над ситуацией. Прежде всего, следует предложить родителям вспомнить об их сильных сторонах, которые помогли им справиться с трудностями, которые семья преодолела раньше.

Каждого члена семьи просят открыто выразить свои чувства и рассказать о том, какое влияние оказало известие о болезни ребенка лично на него.
Психолог поможет найти приемлемые решения, обеспечивающие поддержку членам семьи, поможет снизить чувство тревоги.

Программа групповой работы может включать различные приемы современной практической психологии: тренинги с элементами креативной терапии, телесно ориентированной терапии, методов «песочной терапии», тренинги ситуаций с использованием приемов психодрамы, гештальт-терапии.

Самым сложным процессом должно быть снятие тревоги и страха отвержения. Специальные упражнения помогут родителям осознавать чувство одиночества. Цель первого этапа группового процесса – установление доверительных отношений. Эту поддержку вначале организует психолог, а затем, группа обеспечивает своего участника положительный обратной связью.

Родители, находящиеся в стадии «хронической печали», в стремлении выразить поддержку другому члену группы, часто отражают неуверенность, тревогу. Для полного раскрытия самосознания участнику необходима поддержка всей группы. На следующем этапе работы можно переходить к формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. Важно снять комплекс вины и неполноценности с члена группы и его семьи. «Осознание этого помогает родителям по-новому смотреть на свою жизнь и жизнь своих «особых» детей» Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безысходные. Это в свою очередь предупреждает возможность ситуации, психологического отвержения больного ребенка и позволяет матери, наконец, ощутить так необходимые ей радости материнства. Семья начинает принимать больного ребенка.

Участие родителей в группах встреч поощряет их к раскрытию самих себя. Самораскрытие – трудный, длительный процесс, особенно для такой «закрытой» категории родителей. Но родители, воспитывающие «особых» детей, объединены одной общей ситуацией, поэтому психологу в процессе необходимо стремиться к формированию таких взаимоотношений между членами группы, которые способствовали бы взаимопониманию.

Есть смысл организовать встречи братьев и сестер больных детей. Ведь дети и подростки иначе воспринимают проблемы, у них возникают определенные страхи и опасения, с которыми нужно поделиться. Не всегда такого рода встречи должны проходить с родителями, важно знать, что подобные затруднения испытывают не только они.
В психокоррекционной работе нуждается вся семья в целом.

Семья под давлением социума: выход – в единстве

Наверх ↑